Биг-эйр — большой трамплин

Если окунуться в реалии современного отечественного маунтинбординга, то одним из камней преткновения в его развитии является частое отсутствие грамотных фигур для фристайла и незнание их проектирования, об этом и пойдет наше дальнейшее повествование.

Для начала рассмотрим идеализированный профиль нашего биг-эйра:

Схема биг-эйр трамплина

Разгон (inrun) — как не трудно догадаться, служит для набора скорости необходимой для прыжка. В естественных условиях это простой ровный склон, в искусственных условиях (демо-шоу в черте города, соревнования в закрытых помещениях и т. п.) это сборная разгонная конструкция или, в простонародье, разгонка (roll in).

Транзит (transition) — горизонтальная прямая при подъезде к трамплину, позволяющая райдеру контролировать скорость. В различных видах спорта данный термин трактуется неоднозначно, но в данном случае мы примем наиболее правильное, на наш взгляд, обозначение — расстояние от разгонки до кикера.

Если транзит окажется слишком длинным либо с неровным покрытием, то при подъезде к трамплину у райдера потеряется достаточная скорость для трюка, а если слишком коротким, он банально не успеет подготовится к прыжку. Очень часто встречаются безтранзитные варианты, когда набор скорости происходит вплоть до самого кикера.

Если трамплины стоят серией один за другим (например при слоупстайле), транзитом будет считаться расстояние от приземления первого до кикера второго.

Трамплин или кикер (kicker) — призматическая конструкция, задающая траекторию полета райдера. Чем плавнее заезд на кикер, тем лучше.

Приземление (landing) — наклонный участок, необходимый для приземления. Уклон позволяет скомпенсировать вертикальные составляющие сил действующие на райдера непосредственно в момент касания земли, а его длина и ширина должны обеспечивать райдеру комфортное приземление при отклонении его траектории полета от первоначально заданной. При создании «приземы» необходимо стремится к наиболее оптимальному углу наклона; рекомендуемые размеры будут приведены в конце статьи.

В естественных условиях бывает не приходится заботиться о резких либо чересчур пологих приземлениях, главное стоит избегать абсолютно плоских участков (плоскач) и песчаных приземлений, т. к. в этом случае колеса зарываются в рыхлый грунт, что неминуемо приводит к падениям.

Выкат (finish area) — пологий участок, необходимый для безопасного торможения. Длина и ширина выката должна быть достаточной для совершения торможения поверслайдом (powerslide), а поверхность, как показывает практика, может быть практически любая.

В ограниченном пространстве используются тормозные конструкции для изменения направления движение райдера на прямо противоположное: квотерпайпы (quarterpipe) или волрайды (wall ride). На территории легендарного Орехова на выкате расположен контруклон (banked turn) — вполне логичное решение с учетом того, что трамплин является частью байкеркросс трассы.

Теперь можно рассмотреть типы трамплинов, т. е. возможные варианты компоновки кикера с приземлением.

1. Big Air Jump

Один из вариантов классического сноубордического/лыжного трамплина который редко используется в маунтинбординге из-за возникающей травмоопасности при большом перепаде высоты между точками начала прыжка и приземления.

Step-down

По сути, это степдаун (step-down) трамплин, т. е. его приземление расположено ниже верхней части кикера. Такому варианту соответствует установка единичного кикера на склоне.

Забегая вперед отметим, что степап (step-up) трамплины, когда часть стола и приземление расположены выше верхней части кикера, в маунтинборинге также почти не используются.

2. Tabletop

Tabletop Тэйблтоп

Тэйблтоп или пирамида — лучший вариант конфигурации трамплина. В данном случае кикер и приземление находятся на одном уровне, а сплошной стол дает возможность райдерам (в особенности новичкам) без опасения пробовать новые трюки на малой скорости.

3. Gap

Gap Гэп

Гэп — наиболее распространенный вариант трамплинов, в особенности для искусственных конструкций. Приземление отделено от кикера ямой (гэпом), что позволяет тратить меньше средств и усилий при постройке, в отличие от тэйблтопа. В исключительных случаях площадка стола может отсутствовать, что крайне не желательно!

4. Roller

Roller Роллер

В сноубордической терминологии роллером называется гэповый трамплин без явно выраженной ямы; в маунтинбординге под определение роллера попадают фигуры такого же плана.

5. Spine

Spine Спайн

В редких случаях, когда стол у трамплина очень мал либо вовсе отсутствует, т. е. приземление начинается сразу за кромкой кикера, такой вид трамплинов называют спайном.

6. Мультибокс

Multibox Мультибокс

Иногда один стол и приземление одновременно используются сразу под несколько трамплинов. Обе боковые стенки пирамиды тоже можно задействовать для приземлений. Дертовым кикерам рекомендуется делать своеобразную ступеньку, увеличивающую его высоту над столом на 10–15 см и предотвращающую разрушение липа (lip) или точки отрыва.

Итак, маунтинбордический трамплин или кикер может быть как дертовый, так и фанерный. В первом случае его придется копать, а во втором мастерить. Но в любом случае, правильность построения именной этой фигуры влияет конечный результат.

Jump Трамплин

Помимо габаритных размеров, главными характеристиками кикера влияющими на траекторию прыжка считаются радиус и угол вылета (примерно от 45 до 55 градусов). Оптимальные значения этих величин для нашего случая лежат между резковатыми байкерскими и относительно пологими сноубордическими биг-эйрами. Очень маленькие детские кикеры или подъезды к низким фигурам для джиббинга могут вообще не иметь радиуса.

Дертовые трамплины лучше всего подходят для тэйблтопов, а фанерные для гэпов. Кикеры из фанеры можно передвигать с места на место и они не теряют своих свойств, т. к. менее подвержены влиянию внешних воздействий. Кикеры из земли со временем разрушаются (их необходимо поддерживать в должном состоянии), но при этом являются наиболее востребованным решением для маунтинборд парков и максимально оптимальной постройкой в естественной местности. Если имеется возможность построить фанерный трамплин с дертовым приземлением, делайте — это одно из лучший решений для фристайла.

Самое главное во всей постройке — соблюсти правильные пропорции кикера, стола и приземления, соизмеримые со скоростью, которую возможно набрать на разгоне.

Big-air Биг-эйр

Почти на всех больших соревнованиях и демо-шоу используется конструкция подобных размеров:

  • Длина кикера — 4 м
  • Высота кикера — 2 м (возможно 2.2 м)
  • Ширина кикера — не менее 1.5 м
  • Угол вылета — 51°
  • Радиус — 5 м
  • Гэп — 2.5-3 м
  • Длина стола — 2.5-3 м
  • Длина приземления — 5 м
  • Ширина приземления — минимум 5 м
  • Наклон приземления — от 20° до 30°
  • Длина разгонки — от 12 м (включая стартовую площадку)
  • Высота разгонки — 7 м
  • Ширина разгонки — 2 м
  • Средняя длина транзита — 10 м
  • Средняя длина выката — 10 м
  • Общая длина площадки с квотером — от 45 до 55 м

Пролет после двух метрового трамплина в среднем составляет 6 метров и увеличивать это расстояние не целесообразно, во-первых, по причине безопасности, во-вторых, оно оптимально подходит для выполнения почти всех возможных трюков, что доказывает общемировая практика. Учебные трамплины логичнее всего делать меньших размеров.

Касательно бордеркросс трасс, то в России они никогда не строились и в ближайшее время вряд ли будут из-за отсутствия возможностей и мизерной популярность гонок по сравнению с фристайлом. Там присутствуют все вышеперечисленные типы трамплинов в том или ином модифицированном виде.

Спасибо Алексею Потапову за помощь в подготовке статьи. За последствия создания фигур по предложенным размерам никто никакой ответственности не несет, но если вы все таки решили построить парк во дворе или на даче, то не стесняйтесь задавать вопросы, мы с радостью на них ответим. И уж тем более будем рады помочь вам в создании конструкции для фристайла, если ожидается какой либо фестиваль или соревнования в вашем городе!


Технологический обзор новинок 2010

Предварительные итоги сезона