Пламенные маунтинборды

В начале сентября мне посчастливилось погостить пару деньков у нынешнего владельца маунтинбордической фирмы FLAME — Йохана Морчера. Известный всему миру под именем Jo Mo, он обзавелся собственной компанией сравнительно недавно и теперь активно вкладывается в ее продвижение.

Jo Mo
Йо Мо (Jo Mo) © Patrick Temme

«Мне нужны были крепления, и я позвонил Альберту Мюллеру — прошлому владельцу Flame, — рассказывает историю Йо Мо. — И ничего, ничегошеньки. Тогда я звоню ему снова и говорю: „Эй, Альберт. Я могу купить твою компанию?“ А он отвечает: „Приезжай во вторник, поговорим“. Я приехал и мы поговорили». Это было 22 ноября 2012 года.

Flame PMS
Йо Мо демонстрирует свежие деки Flame своему коллеге Ондре Чала из PMS-Board. Апрель 2013, Польша © Андрей Енин

Изначально компания Flame Offroadboards была основана чуть более десяти лет назад немцем Альбертом Мюллером (Albert Müller). Одним из основополагающихся принципов молодого предприятия стало использование ресурсов исключительно местных поставщиков, что должно было способствовать скорейшей разработке новых продуктов. Тогда шел расцвет маунтинбординга в Европе: открывались новые фирмы, привносились инновационные идеи, снимались на пленку полнометражные фильмы и проводились многочисленные соревнования.

Flame Dirt Pipe Silver
Гордость Flame — Dirt Pipe 2.0 из самого прочного алюминиевого сплава 7075 © Андрей Енин

Являясь по своей натуре больше инженером-технологом, чем безудержным райдером, Альберт разработал собственную конструкцию подвесок, а так же деки и дисков. «У нас уникальная конструкция шасси, — объясняет сам Альберт Мюллер. — Стандартные скейтовые подвески просты в эксплуатации, но на высоких скоростях и неровной поверхности начинают вести себя нестабильно. Эти проблемы частично можно решить с применением технологий канальных подвесок. Мы же сочетаем простоту скейтовых подвесок с великолепными ходовыми качествами канальных».

Flame Metal Dirt Pipe
Подвеска Flame с металлическим топ-траком (базой). Впоследствии от такого решения отказались в пользу упругого пластика © Андрей Енин

Вторым важным элементом были диски, прототипирование которых заняло полгода. Выбор пал на шестиспицевую конструкцию из прочного пластика, позволяющего вкачивать в колеса более четырех атмосфер. Универсальные для 8 и 9 дюймовых покрышек диски Cryptic оказались настолько удачными, что остались неизменными в своем исполнении даже при смене руководства.

Cryptic Universalfelge
Cryptic Universalfelge © Flame Mountainboards

После перехода компании в руки нового владельца, еще ни одна доска не была изготовлена без помощи Альберта Мюллера. По заверениям Йо Мо: «Все технологии, знания и умения работать с композитными материалами остаются при Альберте в Обераммергау (Oberammergau) — это в трех часах езды от моего дома. Я же взял на себя работу с металлом и сборку всех комплектующих воедино, которая производится в Шорндорфе (Schorndorf), недалеко от Штутгарта».

Flame Dirt Pipe 2.0
Flame Dirt Pipe 2.0 с диаметром основной оси хэнгера 35 мм © Андрей Енин

Первое за что взялся Морчер, это модификация существующих подвесок Dirt Pipe. Будучи влюбленным в маунтинбординг и разбираясь во всех тонкостях катания, он создал приближенную к идеалу конструкцию. «Подвески Dirt Pipe второго поколения стали жестче и, я думаю, они отлично подойдут для фристайла. У них полностью отсутствует вихляние на скорости (speed wobbles) и, как в обычной скейтовой подвеске, в них меняются все компоненты. Если вдруг что-то сломалось, то для ремонта нужен всего лишь один инструмент. По сути, мы взяли проверенные и зарекомендовавшие себя старые добрые Dirt Pipe 1.0 и отбросили все имеющиеся недостатки», заверил Йохан.

Flame Dirt Pipes
Различие между Dirt Pipe 2.0 (сверху, вес 780 грамм) и 1.0 (снизу, вес 612 грамм) © Андрей Енин

Dirt Pipe далеко не единственная система в распоряжении Flame. Первый тип подвесок с которым фирма вышла на рынок, были Transporter, хэнгер которых вырезался фрезой из цельноалюминиевой заготовки. Они тоже не остались в стороне от апгрейда Йо Мо, заменившего профиль деталей изготавливаемых на ЧПУ станках (CNC). Несмотря на то, что Transporter превосходно выглядят и функционируют, у них есть один существенный недостаток — заоблачная цена. Именно по этой причине они вряд ли в будущем пойдут в производство.

Flame Transporter
Обновленные Flame Transporter © Андрей Енин

И последнее — это Reactor. Подвески по виду напоминают Transporter, только производятся из стали методом литья. За счет относительной дешевизны изготовления за все время существования Flame их выпустили порядка 500 штук, но из-за тяжелого веса от них тоже планируется отказаться.

Flame Reactor
Flame Reactor © Андрей Енин

Как видно, цена является краеугольным камнем в развитии маунтинбординга. Какой бы технологически продвинутой не была конструкция подвески или доски в целом, в ней нет смысла, пока стоимость не будет приемлемой для конечного потребителя. По этому поводу Йо Мо говорит: «Я прикладываю все усилия, чтобы сделать систему максимально дешевой, но пока ты разрабатываешь это все один у себя дома, то тратишь свои собственные деньги. Пара подвесок сейчас стоит на 20-30 евро дороже самых топовых систем от MBS или Trampa, но когда мои партнеры из Болгарии или Польши интересуются стоимостью, то получая ответ 250 или 300 евро со всеми налогами через магазин, обычно отвечают так: „ОГО, как дорого!“ Но ведь сама система полностью работоспособна, исключены виляния на скорости, все части взаимозаменяемы, можно выпустить в любом цвете, проблем не будет!»

Flame Transporter Reactor
Наглядное отличие CNC Transporter (сверху) от Reactor (снизу) © Андрей Енин

Стоит заметить, что маунтинборды Flame имеют достаточно выраженную направленность по отношению к фрирайду и даунхиллу — расширенная колесная база и глубокая посадка придают больше стабильности и чувства контроля доски (дека приходится ближе к земле на два сантиметра ниже по сравнению с MBS или Trampa), а хэнгеры адаптированы для использования тормозов. Фристайл для Йо Мо и его команды не стоит в приоритете, т. к. они не часто прыгают на трамплинах, а вот кайтинг — другое дело.

Flame Bremsen
Тормозная система установленная на маунтинборд Флейм © Jochen Morcher

Сейчас главная задача состоит в том, чтобы сконцентрировать производство в одном месте. Ведь пока что подвески Йо Мо производит в своем родном городе, а Мюллер делает деки более чем в двухстах километрах. Причем получаются они отнюдь не дешевые — 250 евро за самую простую модель.

Flame Deck
Дека Flame Bullet стоимостью 279 € © Андрей Енин

Самое дорогое в их производстве — это сердечник, который состоит из двух пород дерева накладывающихся друг на друга в три слоя. Для усиления конструкции применяется стекловолокно (фибергласс). Деки выпускаются в двух вариантах: коротком (менее 90 см) и длинном, причем сборка готовых маунтинбордов ведется в основном на базе коротких моделей, т. к. они одинаково подходят как для небольших, так и для достаточно увесистых или высоких райдеров. Из-за того, что конструкция не является в привычном понимании «композитной» (cap или sandwich), то для изготовления более длинной и жесткой деки уйдет больше материалов, а это скажется на толщине (Йо Мо остановился на максимальной толщине в 12 мм. Толщина MBS Pro 100, например, около 13 мм) и затратах на материал. По ощущениям, стандартная дека Flame соответствует чему-то среднему между немногослойной Трампой и относительно жесткой композитной MBS Pro 95.

Flame Carbon
Подвеска прикреплена к деке с нижним слоем из уклепластика © Андрей Енин

У мистера Мюллера до сих пор на складах залежались бамбуковые версии старых дек, которые сейчас идут в ход при сборе готовых досок, ведь проблема с получением прибыли стоит очень остро — компания убыточна. «Сейчас не самое лучшее время для ведения подобного рода бизнеса. Приходится тратить много времени и средств в развитие производства, но для меня это первый год, рано загадывать, надо посмотреть, как пойдут дела в следующем», — сетует Йо Мо.

Christian Bergmann
Flame team rider: Кристиан Бергман (Christian Bergmann) © Jan Patrick Wagner

Со всеми организационными заботами с усовершенствованием подвесочек, крепления были незаслуженно забыты. По словам Йохана, он честно не уделил им в прошедшем сезоне никакого внимания и просто закал партию, устраивающую его по соотношению цены и качества. В придачу к крепам было решено произвести два вида хилл-стрепов. Стандартные, размером с привычные аналоги от конкурентов, и широкие, предназначенные для даунхилла. «Большие хилл-стрепы идеальны для гор, — хвастается Йо Мо. — Чтобы ехать вниз час, два, три… вылезти из креплений и сказать: „Замечательно! Пойду, скачусь еще разок“».

U-Nuts
Уголок крепления (L bracket) со спаренными болтами U-Nuts © Андрей Енин / Flame Mountainboards

Феноменально, что в прошлом году компания Flame Mountainboards практически умерла, а в этом снова возродилась, питаясь безудержным энтузиазмом Йо Мо, вкладывающим в ее существование последние деньги и усилия. За год он обновил, протестировал и вывел в продакшн новую подвеску Dirt Pipe 2.0. Стандартизировал все компоненты: отверстия для крепежа в его деке, подвесках и креплениях соответствуют общепринятым размерам (можно взять любые комплектующие от MBS или Trampa и установить на деку Flame и наоборот).

Flame Base
Пластиковая база (Flame base truck) и резиновый сердечник © Андрей Енин

Но с главной проблемой — продажами, справиться не удалось. Выезды на соревнования с поп-ап стором — это одно, а настоящий магазин — это совсем другое. «Пока мне удалось договориться лишь с одним магазином в Германии, — сообщает Йо Мо. — Система розничных продаж очень ограничена. В скором времени я надеюсь наладить сотрудничество с Польшей и Словенией, т. к. за пределами родной страны продаж практически нет, но есть заинтересованные люди. Может кто-нибудь из России?»

Robina Schellinger
Flame team rider: Робина Шеллингер (Robina Schellinger) © Jan Patrick Wagner

На завершившемся в сентябре чемпионате Германии по маунтинборду, райдеры команды Flame Mountainboards выиграли во всех номинациях:

  • German Master Open — Christian Bergmann;
  • German Master Women — Robina Schellinger;
  • German Master Youngster — Kalle Morcher.

English version of this article can be found here.


Flame Mountainboards

German Open 2013